Семенюк Ольга Григорьевна

Адвокат.
Специализация: семейное право, наследственное, правовая помощь при ДТП, медицинское право.

Отказ в увольнении с военной службы согласно аб. 5 о.п. "г" п. 1 ч. 4 ст. 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»

17.01.2024
рубрика: Правовая помощь военнослужащим
просмотров: 15
15.03.2022 года произошли изменения в статье 26 "О воинской обязанности и военной службе", а именно: данная статья была дополнена подпунктом г) согласно Закону 2122-IX от 15.03.2022 г., где указано основание увольнения, в частности: в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), что подтверждается соответствующим медицинским заключением медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии заведения здравоохранения.
В данном подпункте указано, что необходимость постоянного ухода может подтверждаться не только выводом медико-социальной экспертной комиссии, но и альтернативой к нему – заключением врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Однако, после представления военнослужащим рапорта на увольнение по вышеуказанному подпункту, последний в большинстве случаев получает отказ. Чем же военные части обосновывают отказ в увольнении?
Во-первых, в связи с якобы представлением неполного пакета документов. Но разъяснений чего же не хватает, но чем предусмотрен конкретный перечень документов, которые должен подавать военнослужащий, не дают.
Во-вторых, воинские части аргументируют свой отказ тем, что военнослужащий в подтверждение необходимости постоянного ухода за больным лицом предоставил справку ЛКК, в которой указано, что такое лицо нуждается в постоянном постороннем уходе, однако эти обстоятельства в отношении совершеннолетнего лица должны быть подтверждены только медицинским заключением. -социальной экспертной комиссии В надежде отказы воинские части ссылаются на абзац 6 постановления Кабинета Министров Украины от 12.06.2013 №413 "Об утверждении перечня семейных обстоятельств и других уважительных причин, которые могут служить основанием для увольнения граждан с военной службы и службы лиц рядового и начальствующего состава".

Данным абзацем предусмотрено, что военнослужащие, кроме военнослужащих срочной военной службы, и лица рядового и начальствующего состава по их просьбе могут быть уволены с военной службы и со службы лиц рядового и начальствующего состава по следующим семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, в частности: необходимость постоянного постороннего ухода за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), что подтверждается соответствующим медицинским заключением медико-социальной экспертной комиссии для лиц старше 18 лет или врачебно-консультативной комиссии для лиц до 18 лет.
Но остается ли норма, определенная в постановлении Кабинета Министров Украины от 12.06.2013 №413, действующей после изменений в статье 26 "О воинской обязанности и военной службе"?
Анализируя судебную практику по этому вопросу, сложно сделать однозначный вывод.
Например, Черновицкий окружной административный суд в своем решении от 02.01.2024 года по делу № 600/6316/23-а указывает, что действительно есть несовершенство и несогласованность терминов и понятий в нормативно-правовых актах по вопросу каким документом необходимо подтверждать необходимость постоянного ухода и какой орган должен выдавать этот документ, однако суд не видит оснований не принимать во внимание заключение ЛКК.
Кроме того, суд обратил внимание, что абз. 4 пп. "г" п. 2 ч. 4 ст. 26 Закона №2232-XII определяет два документа альтернативно для подтверждения необходимости осуществления постоянного ухода за лицом: либо заключение МСЭК, либо ЛКК. Поданный истцом в рапорт об увольнении с военной службы заключение ЛКК является надлежащим и достаточным документом для подтверждения того, что лицо нуждается в постоянном уходе.
Также суд отметил, что на момент возникновения спорных правоотношений, нормы ст. 26 Закона №2232 уже содержали исключенный перечень семейных обстоятельств, по которым возможно увольнение военнослужащего из службы.
Пунктом 2 раздела II Заключительные положения Закона 2169-ІХ обязан Кабинет Министров Украины в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона: привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим Законом.
Однако по состоянию на время рассмотрения дела Кабинетом Министров Украины не приведено положение Постановления №413 в соответствие с новой редакцией ст. 26 Закона №2232.
Таким образом, руководствуясь принципом, определенным ч.3 ст.7 КАС Украины, при разрешении данного спора суд применяет нормы ст. 26 Закона №2232, а не положение постановления №413.
Следовательно, учитывая абз. 4 пп. "г" п. 2 ч. 4 ст. 26 Закона №2232, суд считает, что добавленное в рапорт истца заключение ЛКК является надлежащим доказательством, подтверждающим необходимость осуществления постоянного ухода за лицом, что, в свою очередь, является надлежащим основанием для увольнения истца с военной службы.
В то же время существует и отрицательная судебная практика, где суды становились на сторону воинской части.
Если военная часть отказала вам в увольнении по вышеприведенным причинам, обращайтесь за квалифицированной юридической помощью к адвокату. Мы готовы помочь обратиться в суд для обжалования такого отказа.

Оставить комментарий


   



Запишитесь на консультацию

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте