
Семенюк Ольга Григорьевна
Адвокат.
Специализация: семейное право, наследственное, правовая помощь при ДТП, медицинское право.
Ответственность за несвоевременное представление декларации лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления
19.05.2025
рубрика: Полезная информация
просмотров: 0
Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О предотвращении коррупции», указан в статье 3 этого же Закона (в частности, государственные служащие, полицейские, военные должностные лица, должностные лица местного самоуправления и т.п.).
Каждый год до 1 апреля субъекты декларирования должны подавать ежегодную декларацию за прошлый год. Но если лицо увольняется со службы или государственной должности, то оно обязано подать еще и декларацию после увольнения — в течение 30 календарных дней с даты прекращения полномочий, а также до 1 апреля следующего года после года прекращения деятельности.
Если лицо уволено 1 июля 2023 года, оно должно подать декларацию не позднее 30 июля 2023 года. Представление декларации, например, 10 августа без уважительных причин может стать основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Однако в большинстве случаев с проблемой несвоевременного представления декларации сталкиваются именно те лица, которые в прошлом году уволились с должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления.
Какие могут быть последствия несвоевременного представления декларации?
Частью 1 статьи 172-6 КУоАП предусмотрено привлечение к административной ответственности за несвоевременное представление без уважительных причин декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста тысяч рублей (от 850,00 до 1700,00 грн).
Кроме того, сведения о лице, совершившем коррупционное правонарушение, вносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (Реестр нарушителей).
Однако для привлечения к административной ответственности по этой статье суд в первую очередь должен установить наличие или отсутствие уважительных причин несвоевременного представления декларации.
Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в письме от 22.05.2017 года № 223-943/0/4-17 отметил, что решая вопрос о привлечении лиц к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 172-6 КУоАП, следует учесть объективные признаки состава этого административного правонарушения, в частности его объективную сторону, имеющую активную форму проявления и заключающуюся в несвоевременном представлении без уважительных причин деклараций. Конструктивным признаком этого правонарушения является также несвоевременное представление декларации без уважительных причин. То есть при наличии последних ответственность по вышеупомянутой статье исключается. Под уважительными причинами следует понимать невозможность лица подать своевременно декларацию в связи с болезнью, пребыванием лица на лечении, в результате стихийного бедствия, технических сбоев официального веб-сайта Национального агентства по предотвращению коррупции, истребованием сведений, необходимых для внесения в декларацию, пребыванием под стражей.
Отмечаем, что приведенный в письме Высшего специализированного суда Украины перечень уважительных причин не является исчерпывающим и отдельно оцениваться судьей по каждому делу.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого или косвенного умысла. Совершение этого деяния по неосторожности исключает привлечение лица к административной ответственности.
В силу изложенного, уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган должен доказать в действиях лица умысел на несвоевременное представление декларации.
Но все не так просто как могло бы казаться. Анализируя судебную практику по этому вопросу, мы видим, что не каждая болезнь может служить уважительной причиной несвоевременного представления декларации. Суд в каждом конкретном случае оценивает реальную возможность лица подать декларацию в установленный период с учетом характера болезни, режима лечения и потенциальной возможности совершить все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение возложенной на личность обязанности.
Еще одним важным условием привлечения лица к административной ответственности является определение сроков наложения административного взыскания.
Согласно ч. 4 ст. 38 КУоАП, административное взыскание за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, может быть наложено в течение шести месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня его совершения.
То есть есть две выходные даты – день совершения административного правонарушения и день выявления такого правонарушения.
Если с датой совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП все более или менее понятно (днем совершения такого правонарушения считается день, следующий за конечной датой подачи деклараций, установленной ст. 45 ЗУ «О предотвращении коррупции»), то с определением дня выявления такого правонарушения возникают определенные сложности.
Правоохранительные органы удачно манипулируют понятием «день выявления правонарушения» путем внушения лицу постоянного мнения о том, что моментом выявления правонарушения является день составления уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении.
Что же по этому вопросу говорит судебная практика?
В основном суды в своих решениях приходят к выводам, что моментом выявления административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП, есть не дата составления протокола, а дата, когда уполномоченный субъект узнал факт неподачи соответствующей декларации.
К примеру, такой датой может быть день получения уполномоченным субъектом уведомлением НАПК о факте несвоевременного представления декларации или составления уполномоченным лицом рапорта об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП и т.д.
При этом даже если правоохранительные органы действительно осознают тот факт, что срок наложения административного взыскания истек - уполномоченное лицо все равно может составить протокол об административном правонарушении и направить его в суд, где Вам придется отстаивать свою позицию.
Что делать, если срок подачи декларации пропущен?
1. Немедленно подайте декларацию даже с нарушением срока.
2. Соберите документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока (если есть).
3. В случае составления протокола — подайте письменные пояснения в НАПК или к уполномоченному субъекту.
4. При необходимости – обратитесь за квалифицированной юридической помощью.
Помните: своевременная подача декларации — это не только юридическая обязанность, но и защита от лишних рисков.
Подготовила юрист Алена Водолад
Каждый год до 1 апреля субъекты декларирования должны подавать ежегодную декларацию за прошлый год. Но если лицо увольняется со службы или государственной должности, то оно обязано подать еще и декларацию после увольнения — в течение 30 календарных дней с даты прекращения полномочий, а также до 1 апреля следующего года после года прекращения деятельности.
Если лицо уволено 1 июля 2023 года, оно должно подать декларацию не позднее 30 июля 2023 года. Представление декларации, например, 10 августа без уважительных причин может стать основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Однако в большинстве случаев с проблемой несвоевременного представления декларации сталкиваются именно те лица, которые в прошлом году уволились с должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления.
Какие могут быть последствия несвоевременного представления декларации?
Частью 1 статьи 172-6 КУоАП предусмотрено привлечение к административной ответственности за несвоевременное представление без уважительных причин декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста тысяч рублей (от 850,00 до 1700,00 грн).
Кроме того, сведения о лице, совершившем коррупционное правонарушение, вносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (Реестр нарушителей).
Однако для привлечения к административной ответственности по этой статье суд в первую очередь должен установить наличие или отсутствие уважительных причин несвоевременного представления декларации.
Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в письме от 22.05.2017 года № 223-943/0/4-17 отметил, что решая вопрос о привлечении лиц к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 172-6 КУоАП, следует учесть объективные признаки состава этого административного правонарушения, в частности его объективную сторону, имеющую активную форму проявления и заключающуюся в несвоевременном представлении без уважительных причин деклараций. Конструктивным признаком этого правонарушения является также несвоевременное представление декларации без уважительных причин. То есть при наличии последних ответственность по вышеупомянутой статье исключается. Под уважительными причинами следует понимать невозможность лица подать своевременно декларацию в связи с болезнью, пребыванием лица на лечении, в результате стихийного бедствия, технических сбоев официального веб-сайта Национального агентства по предотвращению коррупции, истребованием сведений, необходимых для внесения в декларацию, пребыванием под стражей.
Отмечаем, что приведенный в письме Высшего специализированного суда Украины перечень уважительных причин не является исчерпывающим и отдельно оцениваться судьей по каждому делу.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого или косвенного умысла. Совершение этого деяния по неосторожности исключает привлечение лица к административной ответственности.
В силу изложенного, уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган должен доказать в действиях лица умысел на несвоевременное представление декларации.
Но все не так просто как могло бы казаться. Анализируя судебную практику по этому вопросу, мы видим, что не каждая болезнь может служить уважительной причиной несвоевременного представления декларации. Суд в каждом конкретном случае оценивает реальную возможность лица подать декларацию в установленный период с учетом характера болезни, режима лечения и потенциальной возможности совершить все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение возложенной на личность обязанности.
Еще одним важным условием привлечения лица к административной ответственности является определение сроков наложения административного взыскания.
Согласно ч. 4 ст. 38 КУоАП, административное взыскание за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, может быть наложено в течение шести месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня его совершения.
То есть есть две выходные даты – день совершения административного правонарушения и день выявления такого правонарушения.
Если с датой совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП все более или менее понятно (днем совершения такого правонарушения считается день, следующий за конечной датой подачи деклараций, установленной ст. 45 ЗУ «О предотвращении коррупции»), то с определением дня выявления такого правонарушения возникают определенные сложности.
Правоохранительные органы удачно манипулируют понятием «день выявления правонарушения» путем внушения лицу постоянного мнения о том, что моментом выявления правонарушения является день составления уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении.
Что же по этому вопросу говорит судебная практика?
В основном суды в своих решениях приходят к выводам, что моментом выявления административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП, есть не дата составления протокола, а дата, когда уполномоченный субъект узнал факт неподачи соответствующей декларации.
К примеру, такой датой может быть день получения уполномоченным субъектом уведомлением НАПК о факте несвоевременного представления декларации или составления уполномоченным лицом рапорта об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП и т.д.
При этом даже если правоохранительные органы действительно осознают тот факт, что срок наложения административного взыскания истек - уполномоченное лицо все равно может составить протокол об административном правонарушении и направить его в суд, где Вам придется отстаивать свою позицию.
Что делать, если срок подачи декларации пропущен?
1. Немедленно подайте декларацию даже с нарушением срока.
2. Соберите документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока (если есть).
3. В случае составления протокола — подайте письменные пояснения в НАПК или к уполномоченному субъекту.
4. При необходимости – обратитесь за квалифицированной юридической помощью.
Помните: своевременная подача декларации — это не только юридическая обязанность, но и защита от лишних рисков.
Подготовила юрист Алена Водолад