Семенюк Ольга Григорьевна

Адвокат.
Специализация: семейное право, наследственное, правовая помощь при ДТП, медицинское право.

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ (ДОМАШНЕЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

19.12.2023
рубрика: Семейные дела
просмотров: 27

Чем ближе к 1 сентября, тем больше родители начинают задумываться над формой обучения ребенка. Популярность приобретает семейная (домашняя) форма обучения, которая должна обеспечить обучение ребенка в безопасных условиях и без привязки к гаджетам и онлайн урокам.


В то же время, у родителей возникает ряд правовых вопросов: как правильно оформить такую форму обучения, какие документы нужно предоставить школе, каким образом школа будет контролировать успехи ребенка, как школа будет помогать ребенку усвоить школьную программу и другие. Рассмотрим существующее законодательство по организации семейной формы обучения.
Все начинается с оформления документов, позволяющих ребенку обучаться на выбранной форме обучения.
В соответствии с Положением об индивидуальной форме получения полного общего среднего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Украины от 12.01.2016 № 8 (далее - Положение), зачисление в учебное заведение на индивидуальную форму получения образования проводится обычно до начала учебного года.
Перевод соискателей образования на индивидуальную форму получения образования может происходить в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до проведения годового оценивания результатов обучения соискателей или государственной итоговой аттестации.

Также следует отметить, что выбрать семейную форму обучения могут, как учащиеся, которые уже учатся в определенной школе, так и учащиеся, которые зачисляются в учебное заведение.

Зачисление в учебное заведение осуществляется в соответствии с Порядком зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Украины от 16.04.2018 г. № 367

Учащийся засчитывается на основании приказа руководителя учебного заведения, которое выдается на основании заявления о зачислении в заведение одного из родителей ребенка (или совершеннолетнего лица, которое намерено получать образование), поданного лично (с предъявлением документа, удостоверяющего личность заявителя) за образцом , к которому прилагаются:

1) копия свидетельства о рождении ребенка или документа, удостоверяющего личность соискателя образования (при подаче копии предъявляется оригинал соответствующего документа);
2) оригинал или копия медицинской справки по форме первичной учетной документации № 086-1/о «Справка ученика общеобразовательного учебного заведения о результатах обязательного медицинского профилактического осмотра», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 16 августа 2010 г. № 68 зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10 сентября 2010 под № 794/18089;
3) оригинал или копия соответствующего документа по образованию (при наличии).


При этом именно в заявлении о зачислении в учебное заведение родители указывают выбранную форму обучения. Также для учащихся нужно подать заявление на перевод на семейную форму обучения.
Зачисление лиц в учебное заведение для получения образования по индивидуальной форме может осуществляться независимо от наличия свободных мест в классе.
Зачисление (перевод) на индивидуальную форму получения образования осуществляется обычно на учебный год.
Кроме того, заведение общего среднего образования по территории обслуживания не может отказать в зачислении лица на семейную (домашнюю) форму получения образования (территория обслуживания определяется в соответствии с Порядком зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 16 апреля 2018 г. № 367, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05 мая 2018 г. за № 564/32016).
Учет соискателей образования по индивидуальной форме осуществляется в соответствии с Порядком ведения учета детей дошкольного, школьного возраста и учащихся, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 сентября 2017 № 684.
Структурным подразделением в реестр вносятся следующие персональные данные ребенка школьного возраста: фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, место жительства или пребывания, место обучения (учреждение), форма обучения и принадлежность к категории лиц с особыми образовательными потребностям (далее – данные).

Данные ребенка школьного возраста удаляются из реестра в случае:

  •      достижение ею совершеннолетия;
  •      получение им полного общего среднего образования;
  •      наличия письменно подтвержденной информации о взятии ее на учет (включение в реестр) на территории другой административно-территориальной единицы;
  •      ее выбытие на постоянное место жительства за пределы Украины (с прекращением получения общего среднего образования в Украине).
  •      Также в соответствии с Положением, особое место во время семейной формы обучения занимает руководитель учебного заведения, в котором организована индивидуальная форма получения образования.
  •      Непосредственно руководитель обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории соискателей образования путем:
  •      разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ развития (при необходимости);
  •      организации и проведения консультаций (в случае необходимости) и оценки результатов обучения соискателей образования (далее - оценивание);
  •      предоставление доступа соискателям образования к безвозмездному пользованию учебниками, учебными пособиями и другой литературой библиотечного фонда, учебной, научной, производственной, культурной, спортивной инфраструктурой учебного заведения и т.д.


Руководитель учебного заведения осуществляет контроль за выполнением педагогическими работниками и соискателями образования индивидуальных учебных планов, индивидуальных программ развития.
Руководитель учебного заведения знакомит соискателей образования, их родителей, других законных представителей (одного из них) с порядком организации соответствующей индивидуальной формы получения образования (в том числе с порядком и периодичностью оценивания), определенным этим Положением и другими актами законодательства в сфере общего среднего образования.
Следовательно, в случае, если руководитель не исполняет свои обязанности, родители могут обращаться повторно, со ссылкой на действующее законодательство, или обращаться в Департамент образования с соответствующей жалобой на действия руководителя.
В случае, когда родители выбирают решение обучать ребенка не самостоятельно, а с привлечением посторонних лиц, они имеют на это право. Так, согласно Положению, родители, другие законные представители соискателей образования могут на договорных началах привлекать к организации получения образования по семейной (домашней) форме других субъектов образовательной деятельности, в том числе субъектов, обеспечивающих получение неформального образования.

Вопрос индивидуальной образовательной траектории учащегося реализуется на основании индивидуальной программы развития, индивидуального учебного плана, разрабатываемого педагогическими работниками во взаимодействии с учеником и/или его родителями, одобряется педагогическим советом учебного заведения, утверждается его руководителем и подписывается родителями. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Закона Украины "О полном общем среднем образовании".

Индивидуальный учебный план учащегося должен обеспечивать выполнение образовательной программы учебного заведения и предусматривать его участие в контрольных мероприятиях, а также в случае необходимости учитывать особые образовательные потребности ученика, определенные по результатам комплексной психолого-педагогической оценки его развития.

Индивидуальный учебный план может определять отличные от определенных образовательной программой учебного заведения последовательность, форму и темп усвоения учащимся образовательных компонентов.
При получении образования по экстернатной форме и форме педагогического патронажа индивидуальный учебный план составляется в обязательном порядке, а в случае получения образования по семейной (домашней) форме - по желанию ученика и/или его родителей.

Отказ в удовлетворении реализации индивидуальной образовательной траектории в учебном заведении и разработке индивидуального учебного плана может быть обжалован к руководителю и/или учредителю учебного заведения или уполномоченному им органу в соответствии с требованиями Закона Украины «Об обращениях граждан».

Контроль качества полученных знаний происходит с помощью оценки.
Соискатели образования по семейной (домашней) форме проходят итоговую (семестровую и годовую, осуществляемую по результатам семестрового) оценивания, а также аттестацию, предусмотренную соответствующим Положением.
Для соискателей образования по индивидуальной форме оценивания может происходить вместе с другими соискателями образования соответствующего класса по расписанию, определенному учебным заведением, или отдельно от них.
Учреждения обеспечивают ознакомление соискателей образования с перечнем вопросов, по которым осуществляется оценка.
Средства оценки определяет педагогический работник с учетом содержания индивидуального учебного плана (при его наличии).

Задача для оценки составляет учебное заведение с учетом ожидаемых результатов обучения (в соответствии с образовательной программой и учебными программами по отдельным учебным предметам (интегрированных курсов), а также особенностями усвоения образовательной программы, определенными индивидуальным учебным планом (при его наличии).

Учебное время для проведения формовочной оценки определяет учебное заведение в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 раздела V настоящего Положения, но не более 4 учебных дней в течение учебного года (с учетом требований к организации образовательного процесса в соответствии с государственными санитарными правилами и нормами).

Результаты оценки фиксируются в отдельном журнале или классном журнале, содержащем раздел/приложение для учета учебных занятий и оценивания при организации индивидуальной формы получения образования
Результаты оценки и рекомендации родителям, другим законным представителям по организации дальнейшего обучения указываются в свидетельстве достижений.

По результатам годового оценивания и/или государственной итоговой аттестации учащегося, обучающегося по индивидуальной форме получения общего среднего образования, из в. 14 Закона Украины «О полном общем среднем образовании», педагогический совет принимает решение о продолжении получения им общего среднего образования, в том числе по отдельным учебным предметам (интегрированным курсам), по одной из индивидуальных форм его получения или переводу такого ученика на одну из избранных ним или его родителями институциональных форм получения образования.

Автор: Семенюк Ольга, адвокат, член Совета Комитета по семейному праву НААУ

Оставить комментарий


   



Запишитесь на консультацию

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте