Семенюк Ольга Григорьевна

Адвокат.
Специализация: семейное право, наследственное, правовая помощь при ДТП, медицинское право.

Какую форму обучения родители могут выбрать для своего ребенка?

19.12.2023
рубрика: Семейные дела
просмотров: 32
В Украине для школьников наступили каникулы, а для родителей – сложное время, чтобы понять, как в дальнейшем учить своих детей. Эта проблема возникла из-за ряда обстоятельств: распространение наводнения, военное положение в стране, вынужденное переселение или выезд за границу.
Не каждый родитель знает о существующих формах обучения.
Статья 9 Закона Украины "Об образовании" предусматривает несколько форм обучения. Так основными формами получения образования является институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая); индивидуальная (экстернатная, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве); дуальная).

Предлагаю разобраться предполагающая каждая из форм обучения.
Очная (дневная, вечерняя) форма получения образования – это способ организации обучения соискателей образования, предполагающий их непосредственное участие в образовательном процессе.
Заочная форма получения образования – это способ организации обучения соискателей образования путем сочетания очной формы образования во время кратковременных сессий и самостоятельного овладения образовательной программой в промежутке между ними.
Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном при опосредованном взаимодействии удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, функционирующей на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Сетевая форма получения образования - это способ организации обучения соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой происходит с участием различных субъектов образовательной деятельности, взаимодействующих между собой на договорных началах.
Экстернатная форма получения образования (экстернат) - это способ организации обучения соискателей образования, по которому образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценка результатов обучения и присуждение образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством.
Семейная (домашняя) форма получения образования - это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формального (дошкольного, полного общего среднего) и/или неформального образования. Ответственность за образование детей на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценка результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляется в соответствии с законодательством.
Педагогический патронаж - это способ организации образовательного процесса педагогическими работниками, предусматривающий обеспечение ими усвоения образовательной программы соискателем образования, по психофизическому состоянию или по другим причинам, определенным законодательством, в частности с целью обеспечения доступности получения образования, требует такой формы.
Дуальная форма получения образования - это способ получения образования, предусматривающий сочетание обучения лиц в учебных заведениях (у других субъектов образовательной деятельности) с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для получения определенной квалификации, как правило, на основе договора .

Раньше на домашнем обучении могли учиться дети, которые, например, имели какие-то физические изъяны. Все остальные школьники были обязаны посещать школу, независимо от того действительно ли они этого хотели.
В настоящее время возможность выбрать удобную форму обучения является выходом из ситуации, когда учащиеся хотят получить знания, но по каким-то причинам посещение школы делается невозможным. Это совсем не касается детей с физическими недостатками, как это было раньше. Сейчас родители, независимо от места проживания ученика, его или его состояния здоровья, индивидуальных качеств, могут выбрать для ребенка удобную форму обучения. Возможно, кому-то школьная программа кажется очень простой и ребенок хочет изучать более углубленную информацию, а кому-то может показаться, что в школе учителя некачественно выполняют свою работу. Так что причин может быть много. Но не каждый знает, как можно перевестись на другую форму обучения.
В Украине эти вопросы регулируют Положение об индивидуальной форме получения полного общего среднего образования, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Украины от 12.01.2016 № 8 в редакции приказа Министерства образования и науки Украины от 10 февраля 2021 года № 160 и Порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 16 апреля 2018 года № 367, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05 мая 2018 года под № 564/32016.

Если же родители выбирают для своего ребенка частную школу, то порядок зачисления, отчисления и перевода соискателей образования в частные и корпоративные учебные заведения на индивидуальную форму получения образования определяется учредителем(ами).
Зачисление в учебное заведение на индивидуальную форму получения образования производится обычно до начала учебного года.
Перевод соискателей образования на индивидуальную форму получения образования может происходить в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до проведения годового оценивания результатов обучения соискателей или государственной итоговой аттестации (далее - аттестация). Такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж.

Для лиц, которые получали или получают образование за границей, а также для лиц, проживающих или проживающих на временно оккупированной территории Украины или в населенных пунктах, территории осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях на период осуществления указанных мероприятий или территории населенных пунктов на линии столкновения, территории, где установлен режим чрезвычайной ситуации или режим чрезвычайного положения, зачисление (перевод) на экстернат осуществляется в течение всего календарного года.

Зачисление лиц в учебное заведение для получения образования по индивидуальной форме может осуществляться независимо от наличия свободных мест в классе.
Поэтому учащаяся администрация школы обязана осуществить независимо от загруженности школы или негативного отношения руководителя школы к такой форме обучения.

Также руководитель учебного заведения, в котором организована индивидуальная форма получения образования, обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории соискателей образования
путем:
- разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ развития (при необходимости);
- организации и проведения консультаций (в случае необходимости) и оценки результатов обучения соискателей образования (далее - оценивание);
- предоставление доступа соискателям образования к безвозмездному пользованию учебниками, учебными пособиями и другой литературой библиотечного фонда, учебной, научной, производственной, культурной, спортивной инфраструктурой учебного заведения и т.д.

Руководитель учебного заведения осуществляет контроль за выполнением педагогическими работниками и соискателями образования индивидуальных учебных планов, индивидуальных программ развития.
При организации индивидуальной формы получения образования оценивания, в том числе аттестация, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере общего среднего образования и особенностями, определенными настоящим Положением.
Что касается оценки соискателя образования, то такая оценка может происходить вместе с другими соискателями образования соответствующего класса по расписанию, определенному учебным заведением, или отдельно от них.

Учреждения обеспечивают ознакомление соискателей образования с перечнем вопросов, по которым осуществляется оценка.
Средства оценки определяет педагогический работник с учетом содержания индивидуального учебного плана (при его наличии).
Задача для оценки составляет учебное заведение с учетом ожидаемых результатов обучения (в соответствии с образовательной программой и учебными программами по отдельным учебным предметам (интегрированных курсов), а также особенностями усвоения образовательной программы, определенными индивидуальным учебным планом (при его наличии).

Результаты оценки фиксируются в отдельном журнале или классном журнале, содержащем раздел/приложение для учета учебных занятий и оценивания при организации индивидуальной формы получения образования.
Результаты оценки и рекомендации родителям, другим законным представителям по организации дальнейшего обучения указываются в свидетельстве достижений.

По результатам годовой оценки и/или аттестации соискателя образования педагогический совет учебного заведения может принять одно из следующих решений:
1) о продолжении получения образования по индивидуальной форме - в случае установления уровня результатов обучения соискателя образования не ниже среднего;
2) о переводе соискателя образования на институциональную форму получения образования - в случае установления начального уровня результатов обучения или непрохождения соискателем образования годовой оценки и/или аттестации без уважительных причин по одному или нескольким учебным предметам (интегрированным курсам) (перевод осуществляется на одну из институциональных форм получение образования, избранное совершеннолетним соискателем образования или одним из родителей, других законных представителей).


Автор: Ольга Семенюк – адвокат, член Комитета по семейному праву НААУ


 

Оставить комментарий


   



Запишитесь на консультацию

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте