Семенюк Ольга Григорьевна
Адвокат.
Специализация: семейное право, наследственное, правовая помощь при ДТП, медицинское право.
Что ждать от нового закона о мобилизации?
10.01.2024
рубрика: Полезная информация
просмотров: 37
Делимся наиболее интересными выводами, сделанными Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины в результате анализа проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы» № 10378 от 25.12.2023 года .
Главное управление, рассмотрев законопроект в сжатые сроки, считает целесообразным высказать относительно его содержания такие замечания и предложения.
Изменения в Закон предусматривают пересмотр отдельных оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу во время проведения мобилизации, некоторые из которых вызывают замечания (см. ст. 23 Закона в редакции проекта).
Отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации предлагается предоставлять лицам, признанным в установленном порядке лицами с инвалидностью I или II группы или в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с следующим прохождением военно-врачебной комиссии) (абз. 3 ч. 1 ст. 23 Закона в редакции проекта).
Таким образом, в случае принятия проекта такой отсрочки будут лишены лица с инвалидностью ІІІ группы, что для них предусмотрено.
Обращаем внимание, что изменения в Закон о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации для лиц с инвалидностью были приняты Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об освобождении от военной службы лиц с инвалидностью и лиц, ухаживающих за лицами инвалидностью и больными детьми» от 15 марта 2022 года.
Такое частое изменение регулирования правоотношений противоречит предсказуемости правовых норм, когда лицо может и должно планировать свое поведение в соответствии с предписаниями закона.
Кроме того, следует обратить внимание, что в Законе Украины "О воинской обязанности и военной службе" предусматривается, что лица с инвалидностью освобождаются от прохождения базовой военной службы (ст. 18 настоящего Закона в редакции проекта).
Таким образом, лица с инвалидностью III группы не будут проходить базовую военную службу, в связи с чем не будут приобретать военно-учетную специальность и необходимые знания и умения военной службы, однако могут быть призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период. Предлагаемое регулирование не усматривается логичным, поскольку использование такого лица на военной службе может быть проблематичным.
Также, к лицам, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации, предлагается добавить женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста, а также беременных женщин (абз. 16, 17 ч. 1 ст. 23 Закона в редакции проекта).
Следует обратить внимание, что согласно нормам трудового законодательства отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством предоставляется по желанию матери или отца ребенка одному из них (ч. 4 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины, далее – КЗоТ). Такие нормы в КЗоТ относительно возможности отца брать отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста были включены для обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Кроме того, отпуска по уходу за ребенком, предусмотренные частями 3, 4, 6 ст. 179 КЗоТ, могут быть использованы полностью или частями также бабой, дедом или другими родственниками ребенка, фактически осуществляющим уход за ней, или лицом, усыновившим или взявшим под опеку ребенка, одним из приемных родителей или родителей-воспитателей (ч. 7 ст. 179 КЗоТ).
Поэтому с целью обеспечения недискриминации лиц, желающих реализовать свое право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (или если ребенок нуждается в домашнем уходе – до сроков, определенных в медицинском заключении, но не более 6 лет), целесообразнее устанавливать отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации для лиц (а не только женщин), находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более как к достижению ею шестилетнего возраста.
В абз. 3 п. 1, абз. 3 п. 2 ч. 12 ст. 26 Закона (в редакции проекта) предусматривается возможность увольнения с военные службы (в мирное время, а также во время действия особого периода (кроме периода действия военного положения)) для военнослужащих-женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста. В свою очередь, в абз. 3 п. 3 ч. 12 ст. 26 Закона (в редакции проекта) такое основание для увольнения с военной службы предусмотрено во время действия военного положения для всех военнослужащих. Как уже указывалось выше, правом на указанный вид отпуска пользуются и другие лица, а не только женщины.
Поэтому с целью обеспечения недискриминации лиц, желающих реализовать свое право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (или если ребенок нуждается в домашнем уходе – до сроков, определенных в медицинском заключении, но не более 6 лет), более целесообразно устанавливать такое семейное обстоятельство для увольнения с военной службы для всех военнослужащих (а не только женщин) во все периоды военной службы (во время мирного времени, во время действия особого периода (кроме периода военного положения) и во время военного положения)
Согласно абз. 12 ч. 1 действующей редакции ст. 23 Закона опекуны лица с инвалидностью, признанной судом недееспособным; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход, не подлежат призыву военную службу во время мобилизации.
В проекте предлагается ограничить такую возможность только членами семьи первой степени родства с лицами, нуждающимися в уходе. В то же время такие новеллы не учитывают, что на содержании военнообязанного могут быть также другие члены семьи, имеющие право на пенсию в случае потери такого кормильца, и они не обязательно могут быть членами семьи первой степени родства.
Дискуссионным является исключение из круга членов семьи, за которыми может осуществлять уход военнообязанный, как основания освобождения его от призыва на военную службу во время мобилизации, родителей жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требуют постоянного ухода, а также исключения из близких родственников погибших или пропавших без вести лиц при обстоятельствах, определенных абз. 4 – 9 ч. 3 ст. 23 Закона, деда, бабы, учитывая конкретные жизненные ситуации (по состоянию здоровья жена (муж) не в состоянии ухаживать за своими родителями; дед, баба, погибшие или пропавшие без вести, вырастили и были единственными близкими родственниками и т.п.).
Нельзя согласиться с положением ч. 7 ст. 23 Закона (в редакции проекта), согласно которому решение о предоставлении военнообязанным, указанным в абзацах 3 – 17, 19 ч. 1 и абзацах 2 – 9 ч. 3 настоящей статьи, отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации принимается местными органами исполнительной власти в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Во-первых, следует указать место закона в системе нормативно-правовых актов государства как высшего нормативно-правового акта. Поэтому его предписания должны выполняться априори всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Украины и не могут относиться в зависимости от решения каких-либо органов государственной власти или местного самоуправления.
Поэтому если нормами закона предусмотрен перечень лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации, то органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены только оформлять такую отсрочку и устанавливать порядок выполнения таких норм, но никак не принимать решения о ее предоставление.
Во-вторых, эти предписания предоставляют широкие дискрекционные полномочия местным органам исполнительной власти по принятию решения о предоставлении гражданам отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации.
Главное управление, рассмотрев законопроект в сжатые сроки, считает целесообразным высказать относительно его содержания такие замечания и предложения.
Изменения в Закон предусматривают пересмотр отдельных оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу во время проведения мобилизации, некоторые из которых вызывают замечания (см. ст. 23 Закона в редакции проекта).
Отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации предлагается предоставлять лицам, признанным в установленном порядке лицами с инвалидностью I или II группы или в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с следующим прохождением военно-врачебной комиссии) (абз. 3 ч. 1 ст. 23 Закона в редакции проекта).
Таким образом, в случае принятия проекта такой отсрочки будут лишены лица с инвалидностью ІІІ группы, что для них предусмотрено.
Обращаем внимание, что изменения в Закон о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации для лиц с инвалидностью были приняты Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об освобождении от военной службы лиц с инвалидностью и лиц, ухаживающих за лицами инвалидностью и больными детьми» от 15 марта 2022 года.
Такое частое изменение регулирования правоотношений противоречит предсказуемости правовых норм, когда лицо может и должно планировать свое поведение в соответствии с предписаниями закона.
Кроме того, следует обратить внимание, что в Законе Украины "О воинской обязанности и военной службе" предусматривается, что лица с инвалидностью освобождаются от прохождения базовой военной службы (ст. 18 настоящего Закона в редакции проекта).
Таким образом, лица с инвалидностью III группы не будут проходить базовую военную службу, в связи с чем не будут приобретать военно-учетную специальность и необходимые знания и умения военной службы, однако могут быть призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период. Предлагаемое регулирование не усматривается логичным, поскольку использование такого лица на военной службе может быть проблематичным.
Также, к лицам, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации, предлагается добавить женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста, а также беременных женщин (абз. 16, 17 ч. 1 ст. 23 Закона в редакции проекта).
Следует обратить внимание, что согласно нормам трудового законодательства отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством предоставляется по желанию матери или отца ребенка одному из них (ч. 4 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины, далее – КЗоТ). Такие нормы в КЗоТ относительно возможности отца брать отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста были включены для обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Кроме того, отпуска по уходу за ребенком, предусмотренные частями 3, 4, 6 ст. 179 КЗоТ, могут быть использованы полностью или частями также бабой, дедом или другими родственниками ребенка, фактически осуществляющим уход за ней, или лицом, усыновившим или взявшим под опеку ребенка, одним из приемных родителей или родителей-воспитателей (ч. 7 ст. 179 КЗоТ).
Поэтому с целью обеспечения недискриминации лиц, желающих реализовать свое право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (или если ребенок нуждается в домашнем уходе – до сроков, определенных в медицинском заключении, но не более 6 лет), целесообразнее устанавливать отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации для лиц (а не только женщин), находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более как к достижению ею шестилетнего возраста.
В абз. 3 п. 1, абз. 3 п. 2 ч. 12 ст. 26 Закона (в редакции проекта) предусматривается возможность увольнения с военные службы (в мирное время, а также во время действия особого периода (кроме периода действия военного положения)) для военнослужащих-женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста. В свою очередь, в абз. 3 п. 3 ч. 12 ст. 26 Закона (в редакции проекта) такое основание для увольнения с военной службы предусмотрено во время действия военного положения для всех военнослужащих. Как уже указывалось выше, правом на указанный вид отпуска пользуются и другие лица, а не только женщины.
Поэтому с целью обеспечения недискриминации лиц, желающих реализовать свое право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (или если ребенок нуждается в домашнем уходе – до сроков, определенных в медицинском заключении, но не более 6 лет), более целесообразно устанавливать такое семейное обстоятельство для увольнения с военной службы для всех военнослужащих (а не только женщин) во все периоды военной службы (во время мирного времени, во время действия особого периода (кроме периода военного положения) и во время военного положения)
Согласно абз. 12 ч. 1 действующей редакции ст. 23 Закона опекуны лица с инвалидностью, признанной судом недееспособным; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы; лица, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход, не подлежат призыву военную службу во время мобилизации.
В проекте предлагается ограничить такую возможность только членами семьи первой степени родства с лицами, нуждающимися в уходе. В то же время такие новеллы не учитывают, что на содержании военнообязанного могут быть также другие члены семьи, имеющие право на пенсию в случае потери такого кормильца, и они не обязательно могут быть членами семьи первой степени родства.
Дискуссионным является исключение из круга членов семьи, за которыми может осуществлять уход военнообязанный, как основания освобождения его от призыва на военную службу во время мобилизации, родителей жены (супруга), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требуют постоянного ухода, а также исключения из близких родственников погибших или пропавших без вести лиц при обстоятельствах, определенных абз. 4 – 9 ч. 3 ст. 23 Закона, деда, бабы, учитывая конкретные жизненные ситуации (по состоянию здоровья жена (муж) не в состоянии ухаживать за своими родителями; дед, баба, погибшие или пропавшие без вести, вырастили и были единственными близкими родственниками и т.п.).
Нельзя согласиться с положением ч. 7 ст. 23 Закона (в редакции проекта), согласно которому решение о предоставлении военнообязанным, указанным в абзацах 3 – 17, 19 ч. 1 и абзацах 2 – 9 ч. 3 настоящей статьи, отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации принимается местными органами исполнительной власти в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Во-первых, следует указать место закона в системе нормативно-правовых актов государства как высшего нормативно-правового акта. Поэтому его предписания должны выполняться априори всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Украины и не могут относиться в зависимости от решения каких-либо органов государственной власти или местного самоуправления.
Поэтому если нормами закона предусмотрен перечень лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации, то органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены только оформлять такую отсрочку и устанавливать порядок выполнения таких норм, но никак не принимать решения о ее предоставление.
Во-вторых, эти предписания предоставляют широкие дискрекционные полномочия местным органам исполнительной власти по принятию решения о предоставлении гражданам отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации.